В лютеранской церкви наиболее развит конфессионализм (от лат. confessio – исповедание), то есть мы не только исповедуем, во что мы верим, но и объясняем почему.
Книга согласия
«Лютеранское исповедание веры поистине составляет суть лютеранской церкви. Только оно делает лютеранскую церковь лютеранской церковью. Наша церковь по сути своей является конфессиональной церковью в том смысле, который неприменим ни к римокатолической, ни к реформатской церкви, потому что у всех этих церквей помимо исповедания веры есть что-то еще, что придает им уникальность и внутреннее единство: их внутреннее устройство, их литургия, их устав и тому подобное. У лютеранской церкви ничего этого нет. Частью лютеранского понимания божественного Слова, различения Закона и Евангелия, является то, что мы не находим в Новом Завете никаких законов относительно устройства церкви, церковной дисциплины и литургии. Она может существовать с пресвитерианским, епископальным или конгрегационным устройством. Ее литургические возможности простираются от шведской высокоцерковности до вюртембергской безлитургийности [вюртембергские пиетисты – наследники традиции лютеранской ортодоксии]». (Герман Зассе).
«Лютеранская церковь не осознаёт себя ни какой-то новой церковью, ни также внешним, институциональным продолжением древней церкви, но она представляет апостольскую церковь своим исповеданием и учением». (Маркку Сяреля)